руководство по оценке

Данное руководство предназначено для членов экспертных комиссий Казахстанского общества инженерного образования (KAZSEE), осуществляющих институциональную аккредитацию и специализированную аккредитацию образовательных программ (ОП). В настоящем руководстве описывается процесс оценки деятельности организации образования и программ высшего учебного заведения в соответствии с стандартами и процедурой KazSEE.

Для успешного прохождения общественно-профессиональной аккредитации деятельность организации образования или образовательная программа должна соответствовать стандартам KazSEE. Стандарты рассылаются экспертам Аккредитационным агентством KazSEE, а также доступны в сети Интернет на сайте KazSEE.

Главной целью институциональной аккредитации является получение подтверждения готовности организации образования подготовить специалистов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам и наличия в вузе системы, направленной на совершенствование учебного процесса и образовательных программ. Также получение подтверждения готовности выпускников аккредитованной образовательной программы к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам.

Аккредитационное агентство KazSEE ведет постоянную работу над совершенствованием стандартов аккредитации и системы оценивания ОП, используя опыт институциональной аккредитации и аккредитации образовательных программ казахстанских и зарубежных вузов, колледжей и зарубежных партнеров KazSEE, привлекая наблюдателей из аккредитационных агентств стран Европейского Союза и Вашингтонского соглашения.

Институциональная аккредитация и специализированная аккредитация образовательных программ состоит из трех этапов, каждый этап включает несколько мероприятий. Основными этапами аккредитации являются самообследование организации образования и его аудит группой экспертов KazSEE, также принятие решение аккредитационным агентством. Первые два этапа должны помочь вузу или колледжу  оценить качество предоставляемых образовательных услуг, понять и наметить меры по совершенствованию деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг а также повысить качества подготовки специалистов. KazSEE исходит из того, что отношения организация образования –  KazSEE носят партнерский характер и направлены на достижение высокого качества подготовки специалистов.

KazSEE всегда открыт для предложений по улучшению стандартов и процедуры институциональной аккредитации и аккредитации образовательных программ.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Экспертная комиссия состоит из экспертов, являющихся специалистами по оценке качества образовательных услуг организации образования. Один из экспертов назначается Аккредитационным агентством председателем и выполняет обязанности руководителя экспертной комиссии: отвечает за подготовку визита, организует и координирует работу экспертов, отвечает за подготовку отчетных документов комиссии. Аккредитационное агентство организует семинары или вебинары членам экспертной комиссии для разъяснения критериев и процедуры институциональной и специализированной аккредитации, а также вопросов теории, методики и технологии проведения аккредитации.

Эксперты несут ответственность перед коллективом организации образования, проходящего аккредитацию и KazSEE.

От членов экспертной комиссии требуется оценка:

  • миссии, целей и стратегических задач организации образования;
  • системы менеджмента организации образования;
  • особенностей реализации образовательных программ;
  • целей образовательной программы и ее корреляции, с запросами потребителей и миссией организации образования;
  • эффективности преподавания в вузе;
  • особенностей работы со студентами и построения студентоориентированного обучения;
  • научно-исследовательской работы организации образования;
  • адекватности способов достижения целей образовательной программы;
  • системы текущего контроля реализации образовательных программ и методов повышения их эффективности;
  • соответствие деятельности организации образования в целом стандартам KAZSEE.


Эксперт должен:

  • обладать компетентностью, необходимой для оценки образовательной программы;
  • владеть всей информацией касательно процедуры аккредитации KazSEE;
  • с уважением относиться к руководству, ППС и персоналу организации образования.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ЭКСПЕРТА KAZSEE

Этический кодекс эксперта KazSEE устанавливает основные правила поведения, которым должен следовать эксперт, с целью достижения наилучших результатов в оценке качества образования и его улучшения. От экспертов, участвующих в институциональной аккредитации или аудите ОП, требуется соблюдение высоких этических стандартов:

  • Эксперт должен быть профессионалом в одной из областей направления подготовки специалистов;
  • Члены экспертной комиссии несут ответственность за обеспечение высокого качества процедуры аккредитации и соответствия образовательной программы стандартам KAZSEE;
  • Члены экспертной комиссии должны воздерживаться от действий, препятствующих объективности и надежности процесса оценки ОП высшего учебного заведения или колледжа, а именно:
  • При назначении на институциональную аккредитацию или аккредитацию образовательной программы конкретного вуза, колледжа эксперт, в случае имеющегося конфликта интересов или аффилированности с данным вузом (колледжом), должен проинформировать о таких фактах KazSEE. Контактами, препятствующими участию эксперта в аккредитации могут являться: настоящее или бывшее трудоустройство в данной организации образования, оказание консультационных услуг по процессу аккредитации оцениваемой программы, бывшие или настоящие переговоры о возможном трудоустройстве, обучение в данном вузе (колледже), наличие финансовых интересов;
  • При проведении аккредитации эксперт должен отстраняться от встреч и решений, создающих ситуацию злоупотребления интересами, способных повлиять на объективность процесса оценки качества образовательной программы;
  • Эксперт не должен принимать денежных вознаграждений или других подарков от вуза проходящего институциональную аккредитацию или аккредитацию образовательной программы;
  • Эксперты независимы и беспристрастны в процессе проведения процедуры аккредитации. Материалы самообследования вуза (колледжа) – это официальное мнение представителей вуза, задача экспертов – проверка подлинности и полноты информации, предоставленной вузом.

Вся информация и документация, поступающая в агентство, является конфиденциальной и должна использоваться только по назначению, т.е. для институциональной аккредитации или оценки и аккредитации образовательной программы организации образования.

  • Эксперты обязаны соблюдать принципы конфиденциальности;
  • Полученная в ходе аккредитации информация не может быть передана третьим лицам и разглашаться без согласия организации образования и KazSEE;
  • Подготовка отчета экспертной комиссии должна проходить без участия представителей организации образования.